Я люблю театр за то, что он человечен!
Мы в чувствах наших,-
Те, что напоказ,
Но не приемлют
Фальши и подмены,-
Вступаем в действо
Дважды каждый раз,-
Из зрительного зала
И со сцены!
«Театр» Вадим Константинов


В России 2019 объявлен годом театра. Я думаю, на уровне государства подчеркивается особенная роль театрального искусства в формировании духовности нации, в культурном развитии молодого поколения. Именно звучащие со сцены слова о чести и достоинстве, любви и доброте, семье и верности – могут пробудить в человеке человека.

Театр - это волшебный мир, где зрители и актеры чувствуют себя по-особенному. Попав сюда впервые, многие влюбляются в этот вид искусства раз и навсегда. Заядлые театралы, не пропускающие ни одной премьеры, готовы смотреть любой спектакль, чтобы вновь окунуться в любимую атмосферу. Театр - это то место, куда люди приходят получить удовольствие от увиденного на сцене и насладиться игрой актеров. Только храму Мельпомены присуща такая таинственная среда, очутившись в которой сразу начинаешь предвкушать чудо. Зрителя переполняют необъяснимые эмоции, и он с нетерпением ждёт начала спектакля…

Именно для них, своих благодарных зрителей, день за днём репетирует, оттачивает своё мастерство театральная труппа. Сколько труда, времени и сил уходит на подготовку к театральному сезону! Какая колоссальная работа проделывается для того, чтобы зрители окунулись в совершенно другой мир! Мир загадочный, волнующий и такой интересный. Герои спектаклей отрывают нас от повседневности и заставляют прожить вместе с ними их непростые судьбы. Мы начинаем сопереживать персонажам, готовы разделить с ними их горе и радость, отчаяние и восторг, ненависть и любовь. Через катарсис у нас происходит внутреннее очищение от всего временного и ненужного. Профессиональные артисты, всецело отдаваясь роли, делают своих персонажей такими правдоподобными, что зрители невольно ассоциируют их с собой. В такой момент все проблемы и неурядицы уходят на второй план, остаётся лишь действие, происходящее на сцене. История, целиком поглощающая нас, уносящая в свою вселенную, в свой водоворот событий и чувств. "В театр ходят за счастьем", – говорит народная артистка Светлана Крючкова, и я с ней полностью согласна.

Как ни парадоксально, в современном мире компьютерных и информационных технологий уже затихли споры об актуальности театра. Хотя несколько десятилетий назад, в эпоху расцвета телевидения, многие считали, что театр – это пережиток прошлого и скоро он совсем исчезнет. Эту мысль ярко иллюстрируют герои фильма «Москва слезам не верит», когда спорят о том, что же останется в будущем: «Ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение». Почему же это пророчество не случилось? Проходят годы, а театр по-прежнему остается самым любимым и востребованным видом искусства. Всё те же восторженные взгляды зрителей, бурные овации, аншлаги на премьерах. Ничто не может заменить живую игру актёров, настоящие человеческие эмоции, за которыми и приходят зрители. В театре нет вторых дублей, нет шанса переиграть неудачную сцену, нет возможности спрятаться за камерой. Всё случается здесь и сейчас. Зритель становится свидетелем и соучастником событий, происходящих в данный момент времени. Именно так возникает живой человеческий контакт «глаза в глаза».

Мне посчастливилось побывать по обе стороны кулис. В детстве я играла главных персонажей в новогодних спектаклях для детей во Дворце культуры школьников. Это происходило несколько лет назад, но я до сих пор помню, как это было. Когда все репетиции и волнения остались позади и состоялся первый выход на сцену, появилась некая эйфория. Позже я поняла, что это была эмоциональная «подпитка» от зрительного зала. Дети – чуткие создания, они живо на всё реагировали, неподдельно радовались и сопереживали нам, как будто нас связывала невидимая нить особых чувств. Меня настолько захватило это перевоплощение, взаимодействие со зрителями, а главное - отдача от них, что я просто не замечала, как проносится время. Это непередаваемое ощущение! Все дети-актёры без устали выступали на сцене дни напролёт. Играя по три сказки в день все каникулы, мы откровенно недоумевали, почему родители, забирая нас поздним вечером, сочувствуют нашему «труду» и жалеют нас. Сказочные выступления целиком поглотили нас, и мы просто наслаждались каждой минутой, проведённой на сцене. В театре мы были счастливы! Здесь каждый из нас вырастал в Человека.

Став старше, я стараюсь не упускать возможности оказаться в театре, теперь уже в роли зрителя. Я люблю, когда текст знакомого произведения звучит по-новому, несёт в себе какую-то философию, побуждает нас к размышлению о вечном и человечном. Таким для меня стал спектакль «О любви» петербургского режиссёра А.Гончарова. Поистине это особый, очень современный взгляд на хрестоматийный рассказ Чехова. Спектакль «не для всех», очень неоднозначный, но не лишённый смысла. Он буквально пронизан трагизмом и иронией, символикой и скрытыми смыслами. Чеховские герои, одетые в соответствующие эпохе костюмы, выглядели достаточно современными. Всё в совокупности: необычная трактовка классического

произведения, смелая режиссёрская работа, великолепная актёрская игра - вызвали у меня полный восторг. Я буквально прочувствовала эту историю любви, обречённую на драматический финал. Данная постановка смотрелась на одном дыхании, и оставила глубокий след в моей душе.

В наши дни театр – это обитель настоящих человеческих чувств. Чувств, которые артист проживает на сцене, пропускает через себя и посылает прямиком в зрительный зал. Это некий союз сердец, двусторонний контакт Артист-Зритель, который возникает в начале спектакля и не отпускает до самого его конца. Зритель слышит живой голос, видит естественную мимику и жестикуляцию, чувствует передаваемые артистом эмоции, с жадностью ловя и впитывая каждое его слово, каждую реплику. Артист же видит реакцию зрителей на происходящее на сцене, тонко воздействует на его настроение, душевное состояние, ощущает обратную связь с ним. Слышит биение сердец, дыхание, невольно вырвавшиеся возгласы, всхлипывания, восторженные восклицания или неодобрительные вздохи. Порой игру актёров прерывает взрыв хохота или заслуженные аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, публика ещё долго не хочет отпускать актёров, вызывая их на поклон, даря им цветы, блеск своих глаз и искренние улыбки. Лица тех и других светятся счастьем…

Такой особенностью не обладает больше ни один из видов творчества. Я люблю театр за то, что он человечен!