Развивающая речевая среда в образовательной организации: опыт коллективных проектов
Опубликована в сборнике Всероссийской НПК "Развивающая среда в образовательной организации: проблемы, технологии". Екатеринбург, 2019

В современной школе, модернизированной, оснащенной коммуникационными технологиями, но живущей, как и всё общество, в состоянии хронического цейтнота и информационной перегрузки, подросткам катастрофически не хватает общения со сверстниками и учителями. Общения «живого», «человеческого», «тёплого». Привыкнув разговаривать друг с другом в основном через социальные сети, дети, как мы наблюдаем, теряют навыки «живого» эмоционального общения: они стесняются (или не всегда умеют) проявить настоящие эмоции без смайликов, им трудно выразить словами свои мысли и чувства, ответить собеседнику не односложно, а фразой. К сожалению, типична для школьных будней сцена, когда подростки отправляют друг другу сообщения через социальные сети, находясь рядом друг с другом. Страх живого общения? Нет тем для разговоров или достаточно отправить пару слов, словосочетаний или просто эмодзи? Особенности «закрытого» возраста? Но ведь из возрастной психологии нам известно, что у подростков ведущим видом деятельности является общение. То есть общение для них - это норма. Отсутствие «живого»общения - отклонение от нормы. Вопросов очень много, но тревожная реальность такова. Статистика не утешает: число детей, предпочитающих живое общение, уменьшается с каждым годом.

В рамках современных образовательных стандартов одной из приоритетных задач урока является формирование коммуникативной компетенции обучающихся, но в реальности трудно решить эту задачу возможностями только учебных занятий. По разным субъективным причинам: временнЫм, личностным - ребенок не всегда может раскрыть весь свой речевой потенциал на уроке. И здесь на помощь приходит внеурочная жизнь школы. Так, актуальным становится понятие «речевая среда» в образовательной организации. «Под развивающей речевой средой (термин Л. П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность» [3].

Одной из актуальных составляющих развивающей речевой среды в образовательной организации являются коллективные творческие проекты, конечным продуктом которых становятся театральные постановки по художественным произведениям. Творческие проекты объединяют детей в одну команду, где каждый выполняет свою значимую роль, но непременно при взаимодействии с другими участниками, то есть общаясь.

Постановки к различным школьным мероприятиям и инсценирование художественных произведений (или эпизодов из них)– все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе, а также способствует коммуникативному развитию подростков. «Важно, что ребята приобретают опыт публичного выступления, учатся взаимодействовать друг с другом, общаться со зрителем, трудятся над характерами персонажей, работают не только над выразительным чтением текста, но и над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят»[2].

Театральные постановки в классе и школе стали доброй традицией, дети с нетерпением ждут скорой встречи с новым творческим проектом. И эта встреча начинается с чтения книги. Всеми участниками.

Возможно, самое сложное - рождение идеи для нового проекта. Но на данном этапе дети также являются полноправными участниками: дети делятся своим читательским опытом с учителем и одноклассниками, рассказывают о своих прочитанных книгах. Учитель ненавязчиво может предложить детям несколько книг, поделиться своим читательским опытом: значит, чтобы выбрать одну книгу, придется прочитать несколько. Этот подготовительный этап проекта, на самом деле, очень ответственный: необходима та самая «искорка», способная зажечь сердца детей (и учителя тоже) желанием читать, много и интересно вместе работать, ежедневно «вживую» общаться в рамках проекта. Разумеется, никто не принимает участие «из-под палки»: учитель своим примером благодаря своему мастерству вдохновляет детей. Здесь, наверное, у каждого учителя, способного повести за собой, свои секреты, как зажечь детские сердца.

Дети предвкушают те особые творческие дни, когда работа закипит. Но непременным условием (иначе никак) для дальнейшей работы является прочтение книги каждым участником проекта. Начать чтение может и учитель, оставив детей на самом интересном месте наедине с книгой. Здесь возможно и возобновление традиций семейного чтения: родители, зная о предстоящей творческой работе, вовлекаются также в процесс чтения. Бывает, что благодаря проекту и встрече с новой книгой дома разговоры с родителями выходят за рамки привычных дежурных фраз: ведь как здорово, оказывается, и с мамой и папой можно найти темы для разговоров и поделиться своими впечатлениями о прочитанном. Это не миф, это опыт проживания подобных творческих проектов семьями класса.

После чтения книги обязательно эмоциональное обсуждение её в классе. Это не должно превратиться в формальный фронтальный опрос на уроке. Дети вместе с учителем анализируют основные эпизоды художественного произведения, комментируют поступки героев, приходят к пониманию авторской мысли, просто разговаривают по поводу книги, смело, непринужденно, зная, что за высказанное оценки не поставят, и здесь нет неправильного мнения. Так, в творческом проекте пятиклассников по сказке-феерии М. Метерлинка «Синяя птица» дети пришли к выводу, что брат и сестра Митиль и Тильтиль, проделав длинный путь, встретившись с разными героями, счастье свое нашли дома в простых вещах: в лучах восходящего солнца, в плеске воды и потрескивании огня в очаге. Синяя птица живет не за тридевять земель - счастье всегда рядом, надо только его увидеть! И эту очень простую, и одновременно сложную мысль ребята понимают в ходе совместных размышлений над книгой. Работа над сценарием театральной постановки, конечно, ложится в основном на плечи учителя, но в любом случае учитель может превратить этот ответственный процесс в совместное творчество, на рождение которого может уйти достаточно долгое время: ребята снова возвращаются к книге, учатся работать с разными родами литературы, дорабатывают сценарий от репетиции к репетиции.

После анализа художественного произведения начинается совместное распределение (подчеркнуто: совместное) ролей среди учеников. Маленькие актеры понимают: даже маленькая роль очень ответственна и требует серьезного подхода к образу. Для учащихся 5-7 классов желательно выбрать творческие проекты с большим количеством ролей, ведь многим хочется принять участие. Так, в проекте «Синяя птица» - 26 действующих лиц, в постановке по сказке Гофмана «Щелкунчик» приняли участие учащиеся двух шестых классов (38 человек), в проекте «Хроники Нарнии» нашлась роль для каждого из 25 семиклассников. Всем становится интересно остаться после уроков, объединиться общим делом, пообщаться со сверстниками. Каждому ребенку нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность.

Кроме того, участие в творческом проекте не ограничивается только актерской игрой: здесь дети могут продемонстрировать и свои художественные, и музыкальные, и даже спортивные таланты. Ни один творческий проект не возможен без художников-оформителей, без музыкальных композиций. Работа над декорациями, костюмами, реквизитом для постановок, музыкальным оформлением также развивает воображение, творческую активность школьников. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Наиболее успешны коллективные проекты, созданные в творческом союзе нескольких педагогов. В проекте «Хроники Нарнии» с одним классом работали сразу 3 педагога: учитель литературы, музыки и английского языка. Конечно, тогда возникают свои сложности, связанные с организацией репетиции, но в конечном итоге интеграция нескольких учебных предметов в одном проекте, синтез различных искусств для детей (и самих учителей) всегда позволяет по-новому посмотреть на художественное произведение, развить у детей умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Например, в рамках проекта по сказке Гофмана «Щелкунчик» было продемонстрировано содружество искусств: литературы, музыки, балета и театра, мультипликации как средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Дети сопоставили свои впечатления от музыки

Чайковского с текстом сказки Гофмана и через мир музыки учились слушать музыку слова.

Долгий, но очень интересный этап репетиций, когда проживается каждая реплика персонажа, уделяется внимание каждому слову, понимаются чувства, эмоции героев и делаются попытки их воспроизвести самими детьми, необыкновенно важен и для формирования коммуникативной компетентности детей. В ходе работы над образом, над речевым портретом героя дети начинают понимать, что слово - не примитивный набор фонем, оно несет богатейшую смысловую нагрузку, и важно научиться думать над каждым сказанным словом, бережнее относиться к языку.

Наконец, когда работа над творческим проектом завешена, все участники (дети, учителя и родители) собираются на общем празднике книги. Это тот по-настоящему радостный момент, когда люди разного возраста, пола, профессий, интересов собираются в одном месте, в одно время благодаря прочитанной книге, и они вновь ее все вместе проживают! Это событие для каждого ребенка, класса и учителя, семьи. Надо сказать, что выполненные с успехом такие творческие проекты вдохновляют детей и учителя на дальнейшую работу, а значит, на встречу с новыми книгами и «живое» общение друг с другом!

Реализация коллективных творческих проектов способствует созданию развивающей речевой среды в образовательной организации, когда не только на уроках, но и после них дети могут общаться с учителями, одноклассниками на разные темы, вместе обсуждать прочитанное, делиться мнениями и выражать «живые» эмоции, работать со словом, учиться публичному выступлению. «Развивающая речевая среда в школе - это условие успешного обучения ребенка, это создание условий для развития личности... Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем»[1]. Участие в подобных творческих проектах мотивирует учащихся к чтению книг «не по программе», а значит, способствует обогащению словарного запаса подростков и формированию индивидуальной читательской культуры. Подобные события внеклассной жизни - один из поводов хотя бы на некоторое время отвлечься от гаджетов и поговорить вживую с людьми, ощутить теплоту человеческого общения, которую не заменят никакие эмодзи.