Может ли встреча с книгой стать долгожданным соБЫТИЕм?
(обобщение опыта творческих проектов)
Опубликована в сборнике "Среда интеллектуального роста" Центр научных инвестиций. Нижний Новгород, 2019

Не-чтение книг современными детьми... В настоящее время в школе эта проблема, к сожалению, приобрела характер "безутешной данности": в большинстве своём подростки, как мы знаем, не только практически не читают книг за рамками программного списка, но и иногда знакомство с изучаемыми на уроках произведениями ограничивают "кратким содержанием".

Как возродить любовь книге? Как превратить встречу с книгой в долгожданное со-БЫТИЕ как для отдельного ребёнка, так и для класса в целом? Этими проблемными вопросами в настоящее время озадачены все учителя-словесники и заботливые родители. Одним из таких верных способов являются творческие проекты, конечным продуктом которых являются театральные постановки по художественным произведениям. Это тот случай, когда книга становится ребёнку "своей", он эмоционально проживает её вместе с одноклассниками.

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем общества. Особенно эта проблема обостряется, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому, разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания, как художественное творчество, особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе. Ребята приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике.

Безусловно, в современной школе подросткам, загруженным уроками и факультативами, катастрофически не хватает общения со сверстниками и учителями. Привыкнув общаться друг с другом через социальные сети, дети, как мы наблюдаем, теряют навыки "живого" эмоционального общения: они стесняются проявить настоящие эмоции без смайликов, трудно сформулировать словами свои мысли и чувства. Здесь также может выручить творческий проект, объединяющий детей в одну команду, когда каждый выполняет свою значимую роль, но непременно при взаимодействии с другими участниками, то есть общаясь.

Если театральные постановки в классе и школе станут доброй традицией, то дети (по опыту) с нетерпением ждут скорой встречи с новым творческим проектом. И эта встреча начинается с чтения книги. Всеми участниками.

Возможно, самым сложным является рождение идеи для нового проекта. Но на данном этапе дети также являются полноправными участниками: юные читатели делятся своим читательским опытом с учителем и одноклассниками, рассказывают о своих прочитанных книгах. Учитель ненавязчиво может предложить детям несколько книг: значит, чтобы выбрать одну, придется прочитать несколько. Этот подготовительный этап проекта, на самом деле, очень ответственный: необходима та самая "искорка", способная зажечь сердца детей (и учителя тоже) желанием читать, много и интересно вместе работать. Разумеется, никто не принимает участие "из-под палки": учитель своим примером благодаря своему мастерству вдохновляет детей. Здесь, наверное, у каждого учителя, способного повести за собой, свои секреты, как зажечь детские сердца.

Дети предвкушают те особые творческие дни, когда работа закипит. Но непременным условием (иначе никак) для дальнейшей работы является прочтение книги каждым участником проекта. Начать чтение может и учитель, оставив детей на самом интересном месте наедине с книгой. Здесь возможно и возобновление традиций семейного чтения: родители, зная о предстоящей творческой работе, вовлекаются также в процесс чтения.

После чтения книги обязательно эмоциональное обсуждение её в классе. Это не должно превратиться в формальный фронтальный опрос на уроке. Дети вместе с учителем анализируют основные эпизоды художественного произведения, комментируют поступки героев, приходят к пониманию авторской мысли. Так, в творческом проекте пятиклассников по сказке-феерии М. Метерлинка "Синяя птица" дети пришли к выводу, что брат и сестра Митиль и Тильтиль, проделав длинный путь, встретившись с разными героями, счастье свое нашли дома в простых вещах: в лучах восходящего солнца, в плеске воды и потрескивании огня в очаге. Синяя птица живет не за тридевять земель - счастье всегда рядом, надо только его увидеть! И эту очень простую, и одновременно сложную мысль ребята понимают в ходе совместных размышлений над книгой. Работа над сценарием театральной постановки, конечно, ложится в основном на плечи учителя, но в любом случае учитель может превратить этот ответственный процесс в совместное творчество, на рождение которого может уйти достаточно долгое время: ребята снова возвращаются к книге, учатся работать с разными родами литературы, дорабатывают сценарий от репетиции к репетиции.

После анализа художественного произведения начинается совместное распределение (подчеркнуто: совместное) ролей среди учеников. Маленькие актеры понимают: даже маленькая роль очень ответственна и требует серьезного подхода к образу. Для учащихся 5-7 классов желательно выбрать творческие проекты с большим количеством ролей, ведь многим хочется принять участие. Так, в проекте "Синяя птица" - 26 действующих лиц, в постановке по сказке Гофмана "Щелкунчик" приняли участие учащиеся двух шестых классов (38 человек), в проекте "Хроники Нарнии" нашлась роль для каждого из 25 семиклассников. Каждому ребенку нужно предложить интересный материал, который подчеркнет его творческую индивидуальность.

Кроме того, участие в творческом проекте совсем не ограничивается только лишь актерской игрой: здесь дети могут продемонстрировать и свои художественные, и музыкальные, и даже спортивные таланты. Ни один творческий проект не возможен без художников-оформителей, без музыкальных композиций. Работа над декорациями, костюмами, реквизитом для постановок, музыкальным оформлением также развивает воображение, творческую активность школьников. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Наиболее успешны коллективные проекты, созданные в творческом союзе нескольких педагогов. В проекте "Хроники Нарнии" с одним классом работали сразу 3 педагога: учитель литературы, музыки и английского языка. Конечно, тогда возникают свои сложности, связанные с организацией репетиции, но в конечном итоге интеграция нескольких учебных предметов в одном проекте, синтез различных искусств для детей (и самих учителей) всегда позволяет по-новому посмотреть на художественное произведение, развить у детей умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве.

Например, в рамках проекта по сказке Гофмана "Щелкунчик" было продемонстрировано содружество искусств: литературы, музыки, балета и театра, мультипликации как средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Дети сопоставили свои впечатления от музыки Чайковского с текстом сказки Гофмана и через мир музыки учились слушать музыку слова.

Долгий, но очень интересный этап репетиций, когда проживается каждая реплика персонажа, уделяется внимание каждому слову, понимается чувства, эмоции героев и делаются попытки их воспроизвести самими детьми, необыкновенно важен и для формирования коммуникативной компетентностей детей, и для развития читательской культуры и творческих способностей подростков.

Наконец, когда работа над творческим проектом завешена, все участники (дети, учителя и родители) собираются на общем празднике книги. Это тот по-настоящему радостный момент, когда люди разного возраста, пола, профессий, интересов собираются в одном месте, в одно время благодаря прочитанной книге, и они вновь ее все вместе проживают! Это соБЫТИЕ для каждого ребенка, класса и учителя, семьи. Надо сказать, что выполненные с успехом такие творческие проекты вдохновляют вновь детей и учителя на дальнейшую работу, а значит, на встречу с новыми книгами!