Я – учитель! Вопреки пунктуационному правилу поставлю между подлежащим, выраженным личным местоимением, и сказуемым-существительным тире. Тире как момент для размышления о себе как об учителе. Я – учитель! Именно торжествующим восклицательным знаком мне хочется завершить это короткое предложение. И, сколько себя помню, никогда не существовало «Я - учитель?». Не было вопроса и сомнений, стать ли мне педагогом. Это понимание «Я - учитель» (как бы пафосно ни звучало) родилось во мне задолго до педагогического института. Это осознание себя учителем возникло тогда, когда хотелось посадить перед собой всех кукол, вслух читать с ними добрые книжки, задавать сложные вопросы и ставить красивые отметки непременно красной пастой, когда непроверенная стопка ученических тетрадей казалась несбыточной мечтой (и пусть в тетрадях будет как можно больше ошибок - ведь так интереснее исправлять!).
Начало моего «Я – учитель» прочно врастает корнями в благодарное «Я - ученица» и до сих пор питается теми уроками, дарящими душевные силы и вселяющими уверенность в правильность происходящего. Несомненно, выбор учительской судьбы не возникнет без встречи в школьном детстве с талантливыми педагогами. Так было, к счастью, и у меня. Сохранившееся трепетное отношение к моим Учителям, оставшиеся в памяти их уроки и мудрые советы служат мне неким нравственным ориентиром в профессии: работать так, чтобы моим Учителям не было стыдно за меня, готовиться к урокам так, чтобы дети с интересом слушали, как я в свое время. Мои Учителя – пример порядочности, честности, любви к своему делу. Каждый урок – постижение родного слова. До сих пор считаю, что мне расти и расти до моих наставников…Но их пример меня очень вдохновляет в профессии! Особенная для меня честь работать в родной школе и продолжать её добрые традиции. Вот кажется, только недавно по этим ступенькам мама сюда привела меня, шестилетнюю, не умеющую читать и писать. Но вместе со школьным (не меняющимся за десятилетия) звонком зазвучали уже за мной шаги двадцати пяти пятиклашек. И скоро по этим ступенькам я провожу их. Во взрослую жизнь. Стены родного Дома, безусловно, помогают. Свет родных окон, конечно, еще и согревает теплом. Но это еще и большая ответственность – достойно сохранить отданное тебе в Дар. Именно в родной сорок пятой так полюбились мною театральные постановки по литературным произведениям, долгие (но такие душевные) репетиции после уроков и очарование школьных премьер. Да, меняются образовательные стандарты, пополняется материально-техническая база школы, ускорился в десятки раз темп школьной жизни, но дух школы остается, к счастью, тем же. Ценности, культуру и традиции берегут вопреки времени и переменам учителя. Не могу не согласиться с русским философом Василием Розановым: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».
Став учителем, я стараюсь сохранить в себе все творческое и энергичное от «Я – студентка»… Мне кажется, в учительской профессии очень важно не утратить то вечное желание юности узнать что-то, неутомимое стремление прочитать много интересных книг, загореться новой идеей и повести за собой единомышленников, работать в дружной команде ... Рядом с подростками просто нет морального права засохнуть во времени, закаменеть в своём саморазвитии, закрыться от лавины происходящих перемен в современном мире. Профессиональный долг, а вместе с тем и человеческое счастье для учителя – учиться на протяжении всей жизни, оставаясь «вечно молодым».
Так, сохранив в себе «Я - ученица» и «Я - студентка», робко приняв пятнадцать лет назад новое «Я - учитель», я поняла, что эта профессия – оркестр и играть мне суждено несколько ролей в школьной партии.
«Я – предметник». Нам, учителям-словесникам, особенно повезло: на каждом уроке, работая с текстами, анализируя их идейное содержание и художественно-выразительные особенности стиля, мы можем быть разными. Преподавание русского языка требует от нас максимальной сосредоточенности, собранности, почти математической логики, умения и желания следовать алгоритмам и схемам, монотонной работы с приставками и суффиксами, орфограммами и пунктограммами, соблюдения строгих критериев. Однако превращаясь в учителя литературы, мы можем себе позволить лиричность настроя, поэтические интонации, эмоционально-вдохновленный тон речи, вслед за писателями вместе с детьми поразмышлять над важными жизненными вопросами, пофилософствовать о любви и дружбе, добре и зле…И это счастье! Читать любимые книги и вместе с детьми следить за мыслью Достоевского, смеяться над героями Гоголя, разгадывать тайны Чехова, восхищаться талантом Пушкина. И сколько бы раз ни читала одно и то же программное художественное произведение, и как бы ни был выверен и записан в технологическую карту урока подробный анализ текста, к удивлению, всегда в ходе живой беседы с учениками рождается новая мысль, возникает свежая идея по поводу неразгаданной писательской тайны. В этом и прелесть уроков литературы. Их душевность. Их живость. Их неповторимость. Единство умов и сердец. Очень ценю такие уроки.
Понимаю всю ответственность за подготовку к итоговой аттестации моих обучающихся. Прежде всего, стараюсь зажечь в сознании выпускников желание серьезно заниматься предметом, чтобы потом было не обидно за результат. Настраиваю на долгую систематическую работу. Легко не будет. Обязательно рассказываю об этапах подготовки к экзамену: шаг за шагом будем ближе к достижению успеха. Непременно отмечаю даже незначительную динамику результатов. Конечно, без мотивации, без малейшего желания учиться не сдвинуть глыбу неосвоенного материала. «Я учитель-предметник» должна заинтересовать детей, доступно объяснить учебный материал, организовать деятельность детей в соответствии с современными образовательными технологиями, научить думать и вообще научить учиться, качественно подготовить к итоговой аттестации…Но я не только учитель-предметник.
Однажды в поздравительной открытке пятиклассница написала мне: «Вы хороший наставник». Возможно, сама не понимая полностью лексическое значение слова наставник, она вот так невзначай подарила мне «на вырост» одну из моих педагогических ролей. Я – наставник. Наставляю кого и на что? Или, скорее всего, только буду наставлять. В глубине души очень хочется, чтобы признания некоторых моих учениц о том, что и они хотят стать учительницами русского языка и литературы, все-таки воплотились в действительность. Тогда я смогу стать для них по-настоящему наставником, от всего сердца передать им свой опыт, поделиться учительской мудростью и поддержать их робкие начинания у доски. В этом году в День Учителя мои одиннадцатиклассники с удовольствием воплотили идею самоуправления, попробовали себя «на подмостках» перед испытующим взором тридцати пар глаз, когда нужно в одно мгновение мастерски сделать так, чтобы «гул затих». Любопытно потом было слушать их эмоциональные отзывы о прошедших уроках, когда, по словам новоиспечённых, одного конспекта урока, оказывается, недостаточно, нужен «какой-то секретный ключик» к классу, чтобы дети не только слушали, но и слышали. И вот в этот день я поняла, что за пятнадцать учительских лет сознательно и интуитивно мною найдены секретные ключики, далеко не все, конечно, но тем и интересны школьные будни, что каждый день у доски я продолжаю осваивать педагогическую грамоту. Да, мне бы хотелось стать для моих учениц наставником и поддержать их в педагогических начинаниях.
Еще одна моя учительская роль, совсем не прописанная в должностных обязанностях, но не потерявшая свою значимость в общей работе педагога. «Я учитель-мама». Неслучайно один из рассказов про учительницу А.П. Платонов называет «Еще мама». Понимаю, что по-настоящему мои педагогические способности стали раскрываться именно в тот момент, когда я стала мамой. Дети перестали быть для меня инопланетянами, непонятно почему не запоминающими всё (это ж так просто!). Педагогу важно помнить, что ребенок - это не саквояж, куда каждый предметник старается сложить побольше научных сокровищ. Дети устают. Дети бегают. Дети расстраиваются. Дети волнуются. Однажды дети влюбляются и перестают учиться. И подчас им требуется (совсем не по расписанию и не по программе) больше заботы и доброты, чем моего знания предмета. Во мне открылось то тёплое, душевное, без чего не может быть профессия педагога. И сначала идут сорванцы, чтобы заклеить пластырем ушибленное колено, вытереть слезы, успокоить от напрасной обиды, а потом и рассказать о муках первой любви… Я осознаю, что я вижу своих ребят за день больше, чем их родители. Да, они уйдут из моей жизни, многие навсегда, но, если им нужно, я заклею пластырем колено, выслушаю их, подарю им своё тепло или мудрый совет.
Когда я только познакомилась в сентябре со своим классом, мы с пятиклассниками установили такое правило: я отношусь к ним, как к своему ребенку, они ко мне – как к родителям, учатся уважать, не расстраивать плохим поведением и невыученными уроками. И в трудных ситуациях мы напоминали друг другу этот важный закон. Поэтому еще одна моя ежедневная роль в школе «Я - классный руководитель» очень похожа на материнство. Я должна быть не просто хорошим организатором учебного процесса и внеклассной жизни, не просто связующим звеном в цепи «класс -педагоги - родители». Отслеживать успеваемость и посещаемость уроков, информировать родителей о школьной жизни детей – да! Но еще и заботиться о каждом, увидеть в потоке уроков, обязательно успеть переговорить. А еще сходить вместе в театр, посмотреть и обсудить новый фильм, сходить в поход, просто погулять, подарить праздник имениннику, отрепетировать номер для школьного выступления или написать сценарий для творческого конкурса. За семь школьных лет гигабайты совместных фотографий и видеороликов – бесценная память для меня и детей! Очень радует, что получилось передать ребятам желание больше отдавать, чем получать. В классе стало доброй традицией в день рождения имениннику готовить творческое поздравление и окружать вниманием друга. Теперь, совсем уже взрослые, они мне советуют фильмы и книги, рассказывают о современном искусстве. Мы с радостью говорим о музыке, кино и литературе «не по программе». В старом добром фильме «Доживём до понедельника» герой написал: «Счастье - когда тебя понимают». Может, для ребёнка важнее, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть. Да, я стараюсь принимать интересы своих учеников. Думаю, роль классного руководителя можно сравнить с парусом, что помогает кораблю плыть по волнам школьной жизни и не сбиваться с курса под сильным ветром лени и дурных соблазнов.
А еще в нашей профессии важно сохранить «Я – человек»: в повседневной школьной жизни возникает много таких ситуаций, требующих человеческих поступков, решений «по совести». Учитель не должен себя преподносить носителем истины. Бывают моменты, когда и учителю надо признать свою ошибку. Пусть дети понимают, что учитель – живой человек, с настроением, характером, усталостью.
Да, профессия учителя – оркестр. Надо быть сильным предметником и знать предмет «на отлично», быть чутким психологом, творческим классным руководителем, мудрым наставником, заботливой мамой, надёжным другом и просто настоящим человеком. А в методичках и нормативных документах не рассказывается обо всех учительских ролях. Необходимо самому из урока в урок, год за годом (учебным) воспитывать себя, перенимать достойный опыт своих учителей и коллег, учиться у детей восприятию жизни. И что бы ни происходило вокруг, приходить на урок самой собой, настоящей! Уставшей, ничего не успевающей (со школьных лет хочется сделать все на пять), дожидающейся лета, чтобы вдоволь начитаться не по программе, но преданной школе, забывающей все трудности на уроке, горящей идеями, скучающей без детей и любящей свою профессию.